
У меня в руках книга Е.А.Уфимцевой "XX век в музыке Запада. Пути эволюции. Перспективы". Будучи студентом УГК им. М.П.Мусоргского, случалось бывать на лекциях Елены Афанасьевны, которая преподавала нам ИЗМ (историю зарубежной музыки).
В этом её труде убедительно создана панорама европейской музыкальной культуры XX века в целом, предлагается новый подход к периодизации и законам развития музыки XX века на Западе, особое внимание уделено малоизученным до сих пор течениям западной музыки последней трети XX века, и в самом конце книги автор решается сказать о возможных перспективах человечества.
Цитата из книги, окончание:
Из всего сказанного выше следует, что рожденный поставангардом в 1960 - 1980-е годы плюрализм сознания и, как следствие, стилевой плюрализм и стилевая всеядность, вылившаяся в потребность коллажирования, когда чистота индивидуального стиля теряет значение, не слишком пока удачные попытки создания Die Weltmusik - "Мировой музыки" эпохи постмодерна - все это вырастает из переосмысления опыта крупнейших лидеров музыки XX столетия (хотя и противоположных по стилевой ориентации) - Стравинского, Орфа, Мессиана - и выражает, пока достаточно неорганично, в коллажном варианте потребность искусства нашего времени в Синтезе.
Тенденция музыки XX века к синтезу жанров и синтезу стилей нам видится генеральной на протяжении всего столетия. В ней явственно заявляет о себе стремление подвести итог всему тому, что было создано культурой за все предшествующие столетия. Такого рода интегративной потребности в культуре прошлого не наблюдалось. Все это ставит искусство XX века в особую культурную ситуацию - Ситуацию Итога.
Возможно, что именно нашему столетию, конец которого совпал с окончанием тысячелетия, выпала на долю судьба некоей завершающей фазы гигантского макроцикла истории. Хотя немаловажно помнить, что, согласно законам диалектики, завершающая фаза процесса всегда становится одновременно и первой ступенью, первым витком в последующем цикле более высокого порядка. Пока ещё в 1980 - 1990-е годы потребность в интеграции, пожалуй, не всегда могла реализовать себя на высоком уровне. Ведь сознание человека XX столетия до последнего времени оставалось, во многом, сознанием дискретным, плюралистическим и как бы полицентрическим. Однако в творчестве наиболее крупных западных художников нашего времени, таких как Мессиан, Лютославский, Пендерецкий, всё более громко заявил о себе прорыв в область моноцентризма, воскрешения мышления истинно симфонического. Вероятно, в дальнейшем человечество может оказаться свидетелем движения от множественности - к Единству; от коллажного "плюрализма" и "новой эклектики", напоминающей об эклектизме стилей модерн на рубеже XIX - XX веков,- к торжеству идеи подлинного, высокого Синтеза.
Вот сижу и думаю, как же увеличить эту самую вероятность, а ещё лучше - начать уже реализовывать этот высокий Синтез.
Journal information