oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

Открытие Алтаря



Основной смысл этой заметки будет перекликаться с одной из моих прежних заметок – «Модуляцией идеи жертвенности». Тогда в ней мы просто на примере двух (а подобных примеров можно найти не один десяток) поздне/советских художественных фильмов увидели духовную деградацию, ослабление главного героя по сравнению с героями фильмов 30-х годов. И тот факт, что эта деградация была поддержана в СССР на уровне государственном, уже о чём-то нам может сказать. Тем более, что в России всегда основным регулятором жизненного уклада была и остается – Культура. Эта сфера жизни на данном этапе большей своей частью — либо находится в недофинансировании, либо коммерциализируется. Вопрос наличия средств, отпущенных на эту область, встал очень остро. Только вот стало ли от этого кому-нибудь лучше? Смею заверить уважаемого читателя, что в России редкий человек сможет полноценно веселиться и ликовать по поводу приобретенного гроша… особенно если он видит, как другой человек этот самый грош потерял. Но не это главное. А то, что с помощью культуры – в каком бы она ни была состоянии – русского человека очень просто сбить с толку (с дороги, с мысли). Нужно лишь только умело воспользоваться нужными рычагами, повернув их в нужную сторону. Считается, что прежде, чем заниматься культурой и искусством, человека нужно накормить. И это вполне естественно и справедливо. Ну, а потом…
А потом начинается самое интересное. Что такое, например, картинная галерея? Или музыка? Книга – это украшение, дополнение и приложение к обеденному столу и туалету? Или всё-же образы, смыслы и идеи, содержащиеся в книгах и других произведениях искусства, должны вдохновлять людей на то, чтобы они задумались стать чем-то большим, чем они есть сейчас?
Можете представить себе священника в церкви, который к алтарю бы относился по типу остаточного принципа финансирования, как это было принято в отношении Культуры в позднем СССР и в нынешней России..?
Не в последнюю очередь всё в нашем мире создается человеком с помощью головы. Думаю, с этим спорить никто не будет. Разумеется, проблем насущных «для тела» у нас тоже очень много. И, конечно же, они также должны быть решены оптимальным образом. Но всё-же. Создать сначала туловище с пожиральным аппаратом, а только потом – голову (по остаточному принципу), – согласитесь, таким образом мы получим в результате лишь съедающего всё на своём пути монстра. Это в самом лучшем случае. Если технически всё верно выполнено. В любом же другом случае – эта конструкция просто развалится.

Теперь принцип коммерциализации. Цена вопроса. Сама по себе, в своей основе – это нейтральная функция посредника между производящим и производным. Никакого другого смысла не несущая. Все попытки демонизировать или вознести на пьедестал этот принцип –  тенденциозны. Здесь всё зависит от каждого конкретного случая. И – именно по этой причине скрепка под именем «деньги» не может быть универсальной. Она в одном случае сработает, в другом – нет. Или даже, при абсолютизации, рискует сработать не в ту сторону.




«Священнодействуй!» – этот принцип мистерии в основу советской культуры был заложен изначально ещё великим Станиславским. И здесь – мы подходим к самому главному.
К Таинству.

Старая гвардия

В дни, когда на фронт пошли полки,
чтоб    воздать   злодеям   полной   мерой,—
на завод вернулись старики,
персональные пенсионеры.
Их вернулось двадцать, как один,
к агрегатам старого завода,
все — в суровой красоте седин,
верная рабочая порода.
Кавалеры многих орденов,
выправку хранящие поныне,
бившие сегодняшних врагов
в восемнадцатом на Украине.
— Разве,— говорят они,— сейчас
можем отдыхать мы без заботы?
В этот славный и опасный час
руки наши требуют работы.
У тисков, вагранок и станков,
там, где только это будет нужно,—
мы заменим воинов-сынов,
мы дадим сынам своим оружье.
И на приумолкшие станки,
не забытые за дни разлуки,
тихо положили старики
мудрые и любящие руки.
И запели светлые резцы,
мастеров узнав прикосновенье...
Было утро. Шли на фронт бойцы,
чтоб принять и выиграть сраженье.
(Ольга Берггольц, 1941)


– Но, позвольте, – быть может, скажет кто-то, – при чём здесь культура, искусство?
Прошу прощения, но стихотворение о пенсионерах-рабочих, бывших фронтовиках Гражданской и 1-й мировой войн мною взято вполне сознательно. Это не просто «связь» между жизнью и искусством. Искусство отражает в концентрированном виде те же законы, что гласно или негласно прописаны самой жизнью. Вспоминается замечательная роль Юрия Никулина в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» — Кузьма Кузьмич Иорданов. — «Помнят работу руки-то! Помнят, родимые!» — ключевым понятием здесь будет — Любовь. К труду. К той девочке, к которой приехал Кузьма Кузьмич. В его жизнь вдруг опять вернулось Идеальное. Этот эпизод по смыслу есть — Преображение.





А тайна его, в общем, достаточно проста. И – сложна, одновременно. Сложна для выполнения.

«А мне, ты думаешь,
светить
легко?
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
(Вл. Маяковский)


Священнодействие, или Таинство — в самой Вере и заключено.
Чтоб его постичь – совершенно не обязательно открывать завесу алтаря. Он ни для кого не закрыт.


Тому, кто зряч, но светом дня ослеп,
Тому, кто жив и брошен в темный склеп,
Кому земля — священный край изгнанья,

Кто видит сны и помнит имена, —
Тому в любви не радость встреч дана,
А темные восторги расставанья!
(М. Волошин)

Есть такая восточная притча. Перескажу по памяти, так как слышал её в возрасте 18-ти лет.

Некий ученик спросил своего Учителя:
— Учитель! Я слышал, ты можешь всё! Покажи мне чудо — поднимись над землёй!
Учитель показал чудо – и поднялся над землёй.
— Ух ты! — воскликнул ученик. — Я тоже так хочу! Научи меня!
Учитель подвёл ученика к бочке с водой. Поставил рядом. Затем взял — и окунул его головой в эту бочку. И так держал.
Когда ученик всё-же вырвался из цепких рук Учителя — он, отдышавшись, спросил:
— Зачем ты это делал, Учитель? Ведь я мог захлебнуться и утонуть!
— Когда тебе это «чудо» будет нужно так же, как вытащить голову из воды – тогда и приходи ко мне, — был ответ Учителя.

Аскетизм. Предельная Вера. Неукротимое Желание. Это и есть ключи от алтаря.

Tags: beethoven, by oleggureev, cinema, Берггольц, Волошин, Маяковский, Станиславский, герой, история, культура, почти цитаты, стихи, театральное
Subscribe
promo oleggureev january 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments