oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

Categories:

МАТЕРИАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ

Оригинал взят у sky_7878 в МАТЕРИАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ


Triangle
Человек живет в мире реальности, но непосредственно осознает лишь отображенную реальность, переработанную перцептивным механизмом и отфильтрованную самим сознанием. На протяжении своей истории человек всегда подспудно ощущал внутри себя шанс преодолеть свою обусловленность внешним и внутренним миром, что со временем выразилось в развитии религии, а затем науки. На определенном этапе истории пути религии и науки разошлись, что породило двойственную систему соперничающих взглядов на мир, которые окончательно не удалось примирить до сих пор. Формально речь идет о противостоянии материализма и идеализма, но реально не идет ли речь о природе глубокого психологизма данного противостояния, которое можно снять, если понять глубоко психологическую природу этого противоречия?



Материализм настаивает на примате материи над духом, то есть материя первична, а дух вторичен, является лишь следствием динамики материи. Очевидно, что данный подход вступает в конфликт с идеей субъектности как таковой, которая предполагает, что носитель субъектности, человек, ничем до конца не обусловлен. Действительно, материя подчиняется однозначным физическим законам взаимодействия. Но если субъектность является порождением материи, которая взаимодействует по жестко заданным природой законам, то и сама субъектность также должна находиться в рамках этих жестко детерменированных законов, что приводит к тому, что ни о какой свободе воли, ни о том, что человек ничем до конца не обусловлен, говорить не правомерно.

Реальность, в которой живет человек, многопланова. Кроме самоочевидной материи есть идеи, чувства, которые не менее реальны. Например, чувство долга, чувство любви - они ведь столь же реальны, как нечто вполне материальное? Если мы рассмотрим совсем отвлеченные категории, такие как цикличность, развитие, регресс или стагнация, любые другие общественные и исторические закономерности, напрямую не сводимые к материи, они ведь тоже реальны, и тоже определенным образом себя проявляют? Мы можем решить, что материя тверда, а идея эфемерна, практически не осязаема. Но разве не будучи вооруженным идеей человек способен преобразовать самый твердый кристалл, самый труднообрабатываемый материал в инженерное сооружение? Не значит ли это, что тверже человеческой идеи и намерения нет ничего? Но возникает вопрос когда, при каких условиях идеальное тверже материального, а когда наоборот, идеальное поддается напору материи? Не является ли капитуляцией перед материей мнение "Времена не выбирают - в них живут и умирают"? Не является ли время лишь нашим способом восприятия реальности? Не являются ли наши идеи реальным инструментом, который предначертывает, определяет будущее?..

Овнутряя реальность, человек преобразует её в смыслы, поэтому с полной уверенностью можно сказать, что человек живет в мире смыслов. Не в том ли лежит природа материализма, что идея материи является наиболее конкурентной в плане удержания её в поле внимания, то есть на размышление о материальных вещах мы тратим меньше энергии, чем при размышлении о вещах, которые наделены, условно, "идеальным" началом? То есть не является ли идея материальности мира такой смысловой ловушкой, погружаясь в которую мы частично теряем связь с другими уровнями реальности, но с которыми мы окончательно не можем порвать, и потому, находясь погруженными в материю, подспудно ощущаем смертную тоску по неизвестно чему?.. Не теряем ли мы элементарное ощущение подлинности, которое, по меткому выражению Л.Филатова, позволяет нам "отличать незабудку от дерьма", потеряв которое мы становимся неспособны отличить реальность от симулякра? Например, есть христианская религия, имеющая тысячелетнюю историю, и есть т.н. "пастафарианство", которое внешне имитирует религиозную деятельность, и даже зарегистрирована, как религия, но по сущности является симулякром. Но ведь отвергнув, условно, "идеальное", мы не делаем никакой разницы между христианством и "пастафарианством", потому что и там и там есть ритуальные действия, и там и там чего-то говорят и т.д.?  Разве погружаясь, в казалось бы, "твердую" материю, на которую можно "опереться", мы тот час же не оказываемся
в зыбком мире ризомы, у которого нет содержания, а лишь только неприрыно меняющаяся форма? Разве не в метафизике мы можем обрести истинный внутренний духовный стержень, который даст нам шанс на восхождение через умение отличать подлинно плохое от подлинно хорошего? Разве не признание примата материи порождает корыстолюбие, алчность, поскольку обладание материей пытается заместить истинное бытие в подлинной реальности? Разве не через это осуществляется окончательное оскотинивание, расчеловечивание человека, разве не через постепенный отказ от своей духовной природы и постепенное погружение к самому наивульгарнейшему материализму? Не является ли материализм тем "ящиком Пандоры", окрыв который мы можем "нукообразно" десакрализовать те высокие смыслы, без которых и человек - не человек?..

Таким образом в природе материализма лежит то свойство материи, что на ней очень удобно сосредотачивать внимание, удобно о ней рассуждать, что может привести к тому, что материя как бы подменяет собой реальность, "диктует" свою "монополию" на реальность. Несколько сложнее рассуждать об наиболее общих свойствах материи (чем и занимается наука). Наиболее сложно рассуждать о субъектности как таковой и её проявлениях, причем речь может идти не только о субъектности отдельно взятого человека, но и о субъектности социума, субъектности истории (в таком случае совершенно справедливо говорить о духе истории), об эволюции, как о проявлении субъектности. Что же мы можем противопоставить бесконечному обаянию и привлекательности материи? Коль скоро человек наделен субъектностью, то именно эта субъектность взыскует к преодолению обусловленности, к восхождению. Проявив волю и сфокусировав внимание на этом глубоком подлинном чаянии, подлинной глубокой страсти, человек, вытаскивая себя за волосы, подобно барону Мюнхгаузену, способен вытащить себя из болота материализма и обусловленности материей в подлинную реальность, где материя лишь проявленная сторона реальности, влекомая волей предначертанного субъектностью, в том числе и субъектностью каждого из нас. Таким образом, мы снимаем противоречие между материальным и идеальным и признаем их проявлением великой реальности, которая есть истинное бытие. Через снятие этого противоречия мы возвращаем свою целостность, которя есть необходимый атрибут для проявления подлинной субъектности каждого из нас.


Tags: philosophy, атомизация, закон, игра, история, культурология, образование, общество, психология, размышлизмы, философия
Subscribe
promo oleggureev january 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments