oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

Categories:

Капитализм и гуманизм, ч.2 Laissez faire

Оригинал взят у maximillienr в Капитализм и гуманизм, ч.2


Принцип Laissez faire у физиократов.

Впервые о принципе laissez faire, laissez passer заговорили представители французской физиократической школы. Считается, что в оборот его ввел финансист и торговец Винсент Гурнэ. На самом же деле происхождение термина прослеживается с большим трудом. Так, основатель физиократической школы Кенэ вообще употребляет этот оборот лишь единожды. Да и физиократическая школа не была некой монолитной партией (хотя ее обвиняли в сектанстве) – там постоянно происходили споры и существовал раскол на умеренную и радикальную части. Принцип признавался обеими ветвями школы, но с разной степенью радикализма.

Итак, принцип невмешательства в экономику как основа физиократической школы. Физиократическая школа как предтеча Французской Революции. Французская революция – как апогей гуманистической мысли Европы. Согласимся, что цепочка, ведущая к принципу, сама по себе двусмысленна. Разве могли якобинцы или «бешеные», всегда опиравшиеся на социальные низы, при этом придерживаться экономической позиции, по которой эти низы должны быть нещадно подавляемы? Согласитесь, присутствует некоторая неувязка.

Отгадка в том, что если мы станем оценивать принцип Laissez faire именно в контексте физиократического учения, то принцип приобретает совсем иной вид, чем если мы изымем его из этого учения. Физиократы выстраивали целостную систему, систему управления государственной экономикой и принцип laissez faire не представлял собой венца этой системы, а скорее одну из вспомогательных частей. Изъятый из физиократического учения и поставленный в основу любой экономики он и в самом деле превращается в нечто жуткое.

Однако находясь в стройной (хотя отчасти и умозрительной) системе взглядов физиократов «позвольте делать» должен был служить гуманистическому началу всей физиократической теории. Меж тем, стоит все же сделать оговорку, что сама по себе система содержала некоторые антигуманистические принципы. Да и не могло этого не быть, как потому, что основывалась она на феодальном праве (т.е. уже отчуждающем человека от полной свободы).

Изначально принцип Laissez-faire распространялся на свободу торговли. Не больше, и не меньше. То есть, никак уж не на экономику в целом. Все физиократы в равной мере придерживались свободы внешней и внутренней торговли. Торговцы рассматривались ими как люди без отечества, представители некоей общемировой торговой нации, а государства, занимающиеся в основном торговой деятельностью – как псевдостраны. Торговля не создает продукта, и единственно полезны для государства те представители коммерческой деятельности, которые осуществляют экспорт продукции земледелия (и производных) за рубеж – «Я не стану подробно рассматривать возражения против торговли с заграницей, которую я не рассматриваю как предмет, имеющий большое значение для какой бы то ни было нации, если не считать того, что она [внешняя торговля] способствует увеличению дохода с земель и что, кроме того, нельзя ее облагать, не уменьшая ее.» (Тюрго. «Размышления о создании и распределении богатств, 1769)
Почему речь идет именно о земледелии, я рассмотрю как-нибудь в другой раз.


Франсуа Кенэ (1694-1774)

Разумеется в этой связи торговая сфера рассматривалась как бы в отрыве от всей остальной экономики. Физиократы (в первую очередь Кенэ) придавали ей значение инструмента балансирования экономики. Физиократы полагали, что есть в торговлю допустить полный элемент стихийности, то это позволит уравновесить как цены, так и, соответственно, предложение. Например, если французские торговцы заинтересованы в том, чтобы реализовать на рынке производимое ими сырье по высоким ценам, а французские торговцы предпочитают более дешевое сырье, то необходимо отпустить торговлю и допустить на внутренний рынок максимум торговцев-иностранцев, которые готовы будут приобрести сырье за большие деньги. Таким образом, будет простимулировано отечественное производство, и отечественные торговцы, чтобы не терять рынка, будут закупать дорогое сырье. Конечно, они при этом понесут убытки. Но в этом смысле физиократы оказались наследниками меркантилистов, выступавших за приоритет общегосударственной пользы над прибылью конкретных коммерсантов.

Возникнет вопрос: но если сырье будет реализовываться по высоким ценам, то физиократы в своей модели не учитывали, что никто из конечных потребителей товаров, то есть из населения, не станет покупать их по большой цене (т.к. затраты на них неизбежно вырастут с ростом цен на сырье). Отнюдь, отвечают физиократы. Раз продажные цены вырастают, то производители смогут больше платить своим работникам, стало быть, на них рост цен не скажется.

Кто-то скажет: утопические рассуждения. Что помешает производителям платить столько же при общем росте цен? Скорее всего, капиталист-землевладелец или фабрикант будет всячески стремиться увеличить свою прибыль, оставляя при этом рабочих без гроша. И указывать на то, что физиократы провозглашали как священный принцип – принцип максимизации удовольствия (см. Онкен – «Система физиократов», 1902): «В «sensations de plaisir» заключается счастье (bonheur), a в «sensations de douleur» — несчастье (malheur) людей».

И так есть тогда, когда принцип Laissez faire существует вне системы, в котором он был выдуман, когда он представляет как бы самоценность.
То есть в наши дни. А также в системе Смита, которую он в этой части строил на рассуждениях физиократов, со многими из которых был знаком в молодости лично.
Но физиократы внедряли еще один немаловажный субъект – государство в лице правителя и назначаемых чиновников, а также метод воздействия в виде позитивного права.


Tags: usa, Европа, Маркс, Франция, закон, марксизм, общество, политика, экономика
Subscribe
promo oleggureev january 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments