oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

Categories:

Фаустианское человечество и прометеевское человечество

Оригинал взят у unv в Фаустианское человечество и прометеевское человечество

Кургинян в «Смысле игры — 89» (посвящённом Второму съезду РВС, который пройдёт 12 июля) очень доходчиво рассказал, что такое «фаустианское человечество», а также ввёл понятие «прометеевского человечества». Полной стенограммы ещё нет, потому выкладываю конкретно этот кусок (он на видео начинается с 1:30:00):

Хочу сказать ещё об одной, самой серьёзной вещи. Хорошо, мы оформляем новые отношения с Западом. И что? Что же это за отношения? Мы становимся провинцией Китая, частью азиатского мира и т.д.? Ничуть не бывало.

Движение «Суть времени» говорило и будет говорить о том, что Россия — это альтернативный Запад. Что Запад никогда не был единым. Что западное человечество (в серьёзной степени это христианское человечество, а также античное человечество и т.д.) всегда было внутренне противоречиво. Что там боролись разные, иногда диаметрально противоположные тенденции.

И что эти тенденции надо, наконец, понять, хотя бы в XXI веке. Различные слагаемые древней истории ненавидели друг друга и отстраивали всё от очень разных вещей. Я не могу здесь сейчас всё это обсуждать, но некое положение я хотел бы ввести, потому что оно невероятно нужно сегодня.

То западное человечество, в которое нас приглашали и в которое мы не вошли как потому, что на самом деле эти приглашения были ложными и никто туда не собирался заводить, так и потому, что у нас работала иммунная защита. А оба эти фактора достаточно важны. Это западное человечество Освальд Шпенглер справедливо назвал «фаустианским». То есть человечеством, стержнем которого является «Фауст». Имеется в виду Гёте, «Фауст» Гёте.

Что же это такое? Ну, в конечном итоге, давайте грубо. Это человечество, где человек заключает договор с чёртом, губит массу благого и в силу чего-то там оправдывается. Перед этим в мире Гёте оказывается, что есть не только какой-нибудь обычный там ад, но и ещё какой-то древний, что есть какие-то Матери, что есть бог знает что. И что там картина-то совершенно не такая, как она существует в классическом христианстве. А Мефистофель говорит, что над древним адом вообще он не властвует.

Не важно. Это сложные вещи. Но простейшая-то вещь ясна. Договор с чёртом. Погибель Гретхен, Филемона и Бавкиды, много кого. Всего, чего угодно. Во имя какого-то вот этого «расширения самого себя», как сказал бы Юнг, который очень любил Гёте, считал себя инкарнацией Гёте и потомком Гёте. Вот во имя всего этого заключается договор со злом, с Мефистофилем, с Сатаной. Говорится, что Бог там тоже в этом чуть-чуть участвует. Потом этот человек возносится, Фауст — и вот этот образ становится осевым.

Здесь я говорю не только о своём мнении, я говорю о Шпенглере, с которым в данной позиции я полностью согласен. В других — нет, а в этой — да.

Есть ли другое человечество развития и в этом смысле западное человечество? Потому что Запад — это мир, имеющий какое-то представление об источнике развития, историзма, движения по прямой или по более сложной траектории, но не по кругу и не вниз. Вот есть ли какое-то другое человечество, которое имеет импульс развития, представления об истории, явным образом не сводимое к Фаусту?

Да, оно есть. И это «прометеевское человечество». Образ Прометея невероятно глубок. Он тянется из глубин древности в современность. Недаром Скрябин так много думал о Прометее. Когда говорят, что он думал о нём как о Сатане, это глубокая неправда. Прометей — это распятый. Прометей — это жертва за человечество. Прометей — это огонь с небес для людей. Это любовь к людям. Это воля к развитию. И это, конечно, прообраз Христа.

Христианину очень легко понять Прометея. Как через страдание и распятие, так через любовь к людям и жертву ради людей. Воскресающие боги были всегда. Осирис, Думузи и бог знает что ещё. Это понятие умирающего и воскресающего бога. Но бог, который принёс себя в жертву ради людей — это фантастическая образность, фантастическая. И она, конечно, тянется от Прометея к Христу. Это не вызывает никаких вопросов.

Осевым образом для Маркса был Прометей. Его зять Лафарг просто подробно это развивал. В советской традиции это развивалось, в русской, в мировой. Много чего нагородили по этому поводу и тут уже в этом Прометее всё смешано.

Но если сейчас посмотреть внимательно на два человечества... Человечество, которое научилось смиряться со злом, признавать зло как первородный грех, воспринимать человека, как неизлечимо злое существо, и на этой почве, с использованием этого зла строить технический прогресс — это Запад, он блестяще сумел это сделать. И человечество, которое всё время говорит, что без изменения человека ничего такого делать нельзя. Что «все прогрессы реакционны, если рушится человек», что невозможно оторвать человеческое восхождение от научно-технического прогресса, прогресса во всём остальном. Не просто прогресса, а сложных форм развития.

Вот эти два человечества существуют. Одно из них «фаустианское», другое «прометевское». Это два Запада. Приняв православие, а не католицизм, Россия сказала, что она другой Запад. Она же осталась в христианстве, она не вернулась в язычество, она не выдумала себе каких-нибудь религий, которые позволяют вращаться по кругу, как это было сделано в Азии.

Если мы понимаем, что кризис «фаустианского человечества» превращается в катастрофу «фаустианского человечества», а значит в катастрофу развития, а без развития человечество не может, то единственная модель, сколь бы она не была на данный момент дискредитирована, ущемлена... Это не вопрос о коммунизме, понимаете? Это гораздо более глубокий вопрос. Это вопрос о «прометеевской» модели, о наполнении её реальным содержанием. И уж извините меня за то, что я это продлеваю, о «прометеевской» медицине, о «прометеевской» культуре, о «прометеевском» образовании, о «прометеевской» науке и о многом другом.

Это страшно тяжёлый, почти неподъёмный вопрос. Но у России нет возможности закрепиться на новых рубежах и оформить новые отношения, не выдвинув всего этого на первый план. Я, по крайней мере, твёрдо убеждён, что это так. Потому что Россия не может, имея эту территорию, эти возможности и, в каком-то смысле, эту духовную заявку, ощущать себя на периферии, тем более, что периферия становится катастрофической. А это исчерпание «фаустианской» модели и превращение «фаустианской» модели в модель Маркиза де Сада... «Мы рождены, чтоб Сада сделать былью» — вот что такое на данный момент Запад. Прочитайте речь Маркиза де Сада, к революционерам Великой Французской революции обращённую, — увидите, что такое эта модель. Это модель ада.

Мы переходим сейчас на Западе от модели Фауста с его проблемами к модели Мефистофеля. В этих условиях единственная модель развития — это вот эта «прометеевская». Она существовала всегда, она связана не только с Россией, она носит всемирно историческое значение. Конечно, она определяется огнём, похищенным с небес. Это великий образ, его надо осознать во всей полноте. Всё это каким-то образом надо заново ощутить, выявить, познать. И тогда у человечества будет это «прометеевское» будущее развитие. У детей наших оно будет, у России оно будет. У России будет другое место в мире. Россия может стать лидером другого Запада в условиях, когда Запад Фауста исчезает.

Место для человечества развития освобождено и Россия должна помочь миру занять это место. А не волочиться в хвосте у «фаустианства», к которому она глубоко не приспособлена. Уж если она-то «западает» на Фауста, то она быстро переходит к Мефистофелю. Быстрее, чем классическое западное человечество. Поэтому всё будущее России зависит от её принципиальных заявок. И от соединения этих заявок с признанием всей элиты, что надо оформлять новые отношения с Западом. Что идти назад некуда, что надо идти вперёд. Но это «вперёд» — это великое будущее, где Россия становится лидером развития, лидером Западного мира. Трудно даже вообразить себе всё это. Но это и есть СССР 2.0. Потому что, становясь лидером развития, Россия становится лидером человечества.



Tags: goethe, philosophy, russia, Европа, Индия, Кургинян, Скрябин, Фауст, Шпенглер, драматургия, мистерия, политика, философия
Subscribe
promo oleggureev january 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments