Через миры и века
МОЖНО ЛИ ПОЛНОСТЬЮ УСТРАНИТЬ ПОВРЕЖДЕНИЕ ИЗ ТВОРЕНИЯ, ПОБЕДИТЬ ЗЛО?
Этот вопрос важен в связи с вопросом об источнике развития: может ли быть разрешено фундаментальное противоречие (блага и не-блага)? Если фундаментальное противоречие возможно устранить - что станет источником развития после этого? История прекратится (позиция Гегеля и учителя Луначарского Авенариуса)? Или будет найдет другой источник развития (другое противоречие)?
Луначарский, комментируя “Критику чистого разума” Авенариуса, приводит ряд возражений против идеи о неизбежном финале истории:
“К идеалу всеблаженства и всеведения Авенариус относится не как к регулятивной идее, не как к недостижимой, чисто формальной путеводной звезде человечества, но как к неизбежному фазису его развития. Отвлекаясь от космических катастроф (внезапных, или медленных), он проводит человеко–бога как естественный венец истории. Многое можно возразить против этого представления Авенариуса. Можно вместе с Гефдингом предположить, что вселенная сама не закончена, что в ней постоянно развиваются новые формы, что она постоянно будет ставить познанию новые и новые задачи. Можно указать на такой фактор движения, как орудия производства, включая сюда и орудия исследования: изменяясь сами, они изменяют как природу так и человека, создают новые взаимоотношения и приводят к результатам, которые в свою очередь становятся причиной нового развития орудий; можно указать на пространственную безграничность вселенной и на предстоящую быть может человечеству борьбу за междупланетные пространства, борьбу, которая отодвинет предусматриваемую Авенариусом уравновешенность в бесконечную отдаленность. Можно открыть головокружительные перспективы мирового величия. Где и когда остановилось бы развитие всечеловеческой системы С., если бы никакая катастрофа, вроде, напр., угасания солнца, не положила ему предела, невозможно предвидеть.”
По существу в ответ на тезис о неизбежном конце истории (когда человечество полностью “обмозгует” окружающий мир) Луначарский приводит ряд возражений: “обмозговать” всё невозможно, потому что 1.мир безграничен,2.постоянно развиваются новые формы, 3.бесконечно развиваются сами человек и человечество.
В споре с Авенариусом Луначарский говорит, что финальная цель может являться недостижимой регулятивной идеей, путеводной звездой. Та же мысль проходит в статье “Атеисты” (в которой сформулирован концепт богостроительства), где Луначарский называет финальную цель бесконечной и беспредельной:
«Цель осталась прежняя – подчинение природы и максимум развития жизни, эта цель бесконечна и содержит в себе всякое благо и всякую красоту. Сознание этой цели как ценной сущности исторического процесса сливает личность и её субъективные чаяния с объективным потоком явлений, или вернее с бегущим и ширящемся в океане явлений потоком жизни, говоря широко, и максимальной и плодотворнейшей жизнью – пролетарским движением, говоря узко. »
В той же статье, завершая описание идеи богостроительства, Луначарский описывает предельную цель как недостижимую (беспредельную): “На трон миров усядется Некто, ликом подобный человеку, и благоустроенный мир устами живых и мертвых стихий, голосом красоты своей воскликнет: «Свят, свят, свят, полны небо и земля красоты твоей». И человек-бог оглянется и улыбнется, ибо вот всё добро зело. И опочить, добравшись до своей священной субботы? Да нет же. Ведь всё это только символы нашей предельной цели – идеи беспредельного роста мыслящей и чувствующей жизни”
Из всего этого можно сделать вывод, что в своей доктрине Луначарский описывал "бесконечную" предельную цель, которую считал практически окончательно недостижимой путеводной звездой, регулятивной идеей. А поскольку предельная цель - недостижима, то фундаметнальное противоречие окончательное устранить невозможно, значит бой человечества и Природы может продолжаться вечно, а стало быть и развитие человечества может продолжаться бесконечно.
Journal information