oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

Categories:

Сумерки теории эксплуатации

Оригинал взят у andreybersenev в Сумерки теории эксплуатации


Диего Ривера. Эксплуатация Мексики испанскими конкистадорами

Любое утопическое учение всегда должно дать обоснование фундаментальной неприемлемости существующего порядка вещей. Для марксистского мейнстрима таким обоснованием стали ужасы капиталистической эксплуатации. Подчеркнём, что здесь речь идёт именно о мейнстриме. Например, сам Маркс, вводя понятие отчуждения, тем самым уже говорит о каких-то более глубинных корнях деструктивности капитализма. Однако, марксистский мейнстрим фокусировался, конечно, на эксплуатации.

По факту падения мирового коммунистического лагеря уже стоит задуматься о том, не ошиблись ли марксисты, усматривая именно в эксплуатации корень всех зол капитализма?

На то, что всем очевидное во второй половине XIX века зло эксплуатации является лишь следствием какого-то более глубинного зла, указывал, как ни странно, всё более развивавшийся в социал-демократии после смерти Маркса оппортунизм. Концептуальный путь оппортунизма начертал уже Эдуард Бернштейн – ближайший соратник Маркса. Наблюдая успехи прусского «государственного социализма», Бернштейн заявил, что тезис Маркса о неуклонном росте эксплуатации пролетариата с развитием капитализма является ошибочным. Бернштейн утверждал, что со становлением в буржуазном государстве демократических институтов классовая борьба будет неизбежно затухать, возникнет новая надклассовая солидарность – коллективизм буржуазной нации. На этом пути пролетарии, якобы, станут полноценными гражданами, а буржуазное государство постепенно переродится в социалистическое.
Теория Бернштейна расколола социал-демократию.

Таким образом, мы видим, что из марксизма – изначально непримиримо революционного антикапиталистического течения – уже в конце XIX века удалось «слепить» учение, отрицающее фундаментальное зло капитализма, учение, стремящееся дать пролетариату лишь по-возможности наиболее удобную нишу в капиталистическом «доме».

Осуществив свой «выверт», Бернштейн фактически показал, что эксплуатация не является корнем капиталистического зла. А как иначе? Если, действуя строго в дискурсе эксплуатации, применяя сугубо марксистскую методологию, удалось оправдать капитализм? И тем самым обвинить революционность в заведомой деструктивности?

Конечно, теоретические разработки Бернштейна были подвержены содержательной критике, в том числе Каутским и Владимиром Лениным (наиболее ярко — в работе «Империализм как высшая стадия капитализма»). Однако, это ничуть не меняет очевидной неустойчивости теории, построенной на положении об эксплуатации как главного, неустранимого зла капитализма. (О смежных аспектах той же проблемы читайте здесь).

Безусловно, крупный капитал быстро осознал грозящую ему опасность мировой революции; по-настоящему он испугался, конечно, после того, как грянула Великая Октябрьская революция. Теория эксплуатации, лежащая в основе пролетарского движения требовала достойного ответа. И этот ответ буржуазией был дан: так было создано общество потребления. Социал-демократия усматривала своим полем деятельности прежде всего пролетариат развитых капиталистических стран, то есть стран Запада. Возникшее общество потребления размыло, скрыло очевидную ранее эксплуатацию трудящихся – пусть только на Западе. Более того, общество потребления понизило качество человеческого материала – в частности, его запросы, сведя их в значительной степени к этому самому потреблению. Так был потушен революционный потенциал западного пролетариата. Да и сам пролетариат как класс перестал существовать.

Нельзя сказать, что обрюзгшее от потребительства общество оказалось очаровано капитализмом до конца. Капитализм, создав культуру потребления, потребительскую все пронизывающую реальность, не устранил — да и не мог устранить — такой мистификацией свою фундаментальную деструктивность; он лишь скрыл её. Но всё тайное рано или поздно станет явным. Тем более это верно в рассматриваемом случае, ибо вопрос идёт о принципиальной деструктивности господствующей глобальной общественной формации. Сегодня нарастающие противоречия капитализма становятся всё очевиднее, Миросистема всё больше идёт в разнос, входит в режим катастрофы. Несомненно, здесь сама реальность заставляет открыть смеженные тяжёлым опиумным сном потребительства очи. Опамятовавшихся становится всё больше и больше.

Так возникают все современные движения, вроде антиглобализма.

Однако, в подавляющем большинстве случаев, их объяснения причин деструктивности глобальных процессов на порядок примитивнее, чем объяснение марксистское.

Но попробуйте прийти к этим людям с классическим марксизмом и его пафосом эксплуатации – они отвергнут вас. Они не то чтобы не верят в это, или в чём-то даже принципиально не согласны. Дело тут в другом. Их это не греет. Проблема эксплуатации для них сугубо вторична, она не способна поднять их на борьбу. Почему так? Дело в том, что потребительское общество не только, прикормив пролетариат, скрыло проблему эксплуатации, наряду с этим, оно добило и без того уже весьма неустойчивый смысловой космос западного общества. Так возник смысловой вакуум. Он с неизбежностью породил то, что Сёрен Кьеркегор называл смертной болезнью.

На передний план вышла не социальная проблематика, а экзистенциальная (об этом под другим ракурсом мы писали здесь). А раз так, то марксизм, не отвечая, на этот фундаментальный запрос масс, никогда не поднимет их на борьбу с капитализмом.

Учитывая явное фиаско «эксплуатационного» дискурса, его неспособность в современном мире воспламенить массы и поднять их на борьбу с капитализмом, мы всматриваемся в те альтернативные наработки марксистской мысли, на основании которых можно рассчитывать создать теорию, позволяющую увидеть подлинные корни зла капитализма. Эта теория должна быть теорией именно антикапиталистического движения, она должна быть принципиально устойчива против обуржуазивания. Наряду с этим, она должна давать ответы на главные запросы сегодняшнего человека, которые лежат в в области духовной.

В целях такого усмотрения в следующей статье мы покажем, как обосновывает необходимость скорейшей замены капиталистического строя социалистическим Александр Богданов.



Tags: books, russia, usa, Богданов, Ленин, Маркс, СССР, культура, марксизм, мракобесие, образование, общество, политика
Subscribe
promo oleggureev january 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments