oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

Category:

Заметка по 3-й рукописи Маркса. Коммунизм и природа (часть 2)

Оригинал взят у ebrk в Заметка по 3-й рукописи Маркса. Коммунизм и природа (часть 2)

Художник Геннадий Голобков, картина «Земная белка»

Далее идёт важный тезис: Маркс описывает взаимоотношения между природой и человеком: “Деятельность и пользование ее плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользование. Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия. Только в обществе его природное бытие является для него его человеческим бытием и природа становится для него человеком. Таким образом, общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.


Как я понимаю этот тезис. Ранее Маркс рассмотрел родовую сущность человека, которая по его мнению заключается в свободном (от физических потребностей) преобразовании природы (опредмечивании) в соответствии со своими идеалами. Теперь Маркс подчёркивает, что это преобразование носит общественный характер: что человеческая сущность природы (то есть опредмеченная природа, в которой человек видит самого себя) существует только для общественного человека, что природное бытие (действительное бытие человека, то есть опредмечивание природы) является человеческим бытиём только в обществе, что общество - то есть люди и их взаимосвязи в процессе опредмечивания природы - это и есть сущностное единство природы и человека.


Пока человек является раб-очим в смысле рабом отчуждённого процесса труда - и его взаимодействие с природой носит рабский характер. Грубый пример: никого не заботит личное отношение рабочего птицефабрики к животным: он выполняет свои функции и получает за это зарплату. Или не выполняет - и умирает с голоду (в этом суть порабощения - человек не принадлежит себе в процессе отчуждённого труда). Когда отчуждение процесса труда снято, когда человек стал свободным в опредмечивании природы - его отношения с природой меняются. Ещё один грубый пример: если при капитализме рабочий вынужден в каменоломне превращать камни в щебень (хищническое отношение к природе), то при освобождённом труде он может стать скульптором и превращать эти же камни в скульптуры (произведения искусства), то есть относится к природе не исключительно как к источнику прибыли, а в соответствии с человеческими представлениями о красоте и благе .


Правда и тут я хочу подчеркнуть, что такое единство с природой не означает тождественность человека и природы. Маркс писал что человек превращает всю природу в своё неорганическое тело, но так же, как органическое тело человека не тождественно равно человеку (потому что у человека есть кроме органического тела ещё и воля, и разум и др.), так и неорганическое тело человека (природа) не равно человеку, потому что у человека есть вне-природное бытие (общественное, духовное). Будучи единым с природой (средства к жизни человек получает из природы, без природы он не может существовать) - человек выделяет себя из природы. Человек - не животное, а человек более совершенный (преодолевший отчуждение) будет ещё более далёк от животного, чем сегодня.


Промышленность является действительным историческим отношением природы, а следовательно, и естествознания к человеку. Поэтому если ее рассматривать как экзотерическое раскрытие человеческих сущностных сил, то понятна станет и человеческая сущность природы, или природная сущность человека…. Становящаяся в человеческой истории – этом акте возникновения человеческого общества природа является действительной природой человека; поэтому природа, какой она становится – хотя и в отчужденной форме – благодаря промышленности, есть истинная антропологическая природа”.


(продолжение следует)

Tags: philosophy, Маркс, коммунизм, образование, общество, строительство, философия
Subscribe

promo oleggureev january 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments