«Русский рок – музыка, протест или провокация?»
В целом, двухчасовая дискуссия была очень даже плодотворной.
Это мы прошлись лишь по верхам. Не касаясь тупика академической музыки, и многого другого.
Несмотря на то, что большинство из участников было нашими знакомыми, мнений РАЗЛИЧНЫХ было больше, чем я мог ожидать. Соответственно – очень рад, что выводы, к которым некоторые участники приходили, оказались не запрограммированными, а спонтанно, здесь же и возникающими. Более того – если я упустил что-то существенное, пусть кто-то из присутствовавших на дискуссии меня подкорректирует!
1) – Что есть «лёгкая» музыка? – на этот вопрос было ответов несколько. От «музыка салонная» до «новый фольклор», что уже само по себе подтверждает многомерность этого явления, и правомерность вычленения его в отдельный (достаточно серьёзный) музыкальный пласт. Это при наличии другого, параллельно существующего пласта «серьёзной» современной академической музыки, которая постепенно утрачивает свою содержательную функцию, всё больше сводится либо к формальному, либо к прикладному существованию.
2) – музыка или протест? Каков удельный вес МУЗЫКИ в роке, и почему в России больше обращают внимания на Слово? – здесь было указано, что не только в России рок был основан на социальном протесте. И потому – ошибкой будет утверждение, что на Западе рок – явление чисто музыкальное, в отличие от России, где удельный вес Слова и Смысла гораздо выше, чем на Западе (впрочем, и чем на Востоке, тоже).
3) – Россия никогда не начинала СВОЕГО музыкально-смыслового проекта, она всегда встраивалась и продолжала либо восточно-византийские формы, либо западные.
Однако, вдыхая в эти формы своё, исконо русское, гуманистическое содержание.
То же было и со скоморохами (хотя, здесь первенство Запада может быть оспорено), и с древнерусскими (берущими свое начало в Византии) роспевами, и с академической музыкой, и с лёгкой музыкой, куда входит и рок как отдельное явление.
4) – рок в России уже «загнулся», так как СССР уже разрушен, и не с кем стало воевать. Здесь – совершенно недвусмысленно (и неожиданно для меня!) – все оказались согласны с тем, что музыка в умелых руках (ушах и головах) вполне может оказаться оружием.
(мне-то это было всегда ясно, но было приятным открытием, что и многие другие думают аналогично!)
5) – живое исполнение, непосредственное присутствие музыканта в нашем кругу – было достойным завершением Дискуссионного Клуба. Тем более – с песней, только-только сформировавшейся.
Кирилл вспомнил по ходу разговора об одном интервью Сергея Калугина. Телеменеджеры не стали раскручивать один из клипов «Оргии праведников» по TV, объяснив это следующим: в этом клипе всё в полном порядке. Форма настолько соответствует содержанию, что это не укладывается в нынешний формат абсурда.
(Добавлю от себя – зато очень хорошо вписывается в формат Дискуссионного Клуба под общим заголовком «Постмодерн – За и Против»)
Однако, штормит в ХХI веке хорошо.
Занавес, как говорится.