oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

Category:

Дискуссия о Свиридове, и не только

На 100-летие великого композитора


Получилось любопытно.

Конфликтной драматургии на нашем Дискуссионном Клубе не вышло – даже в том моменте, где она неминуемо должна была возникнуть. А именно – между русской и западноевропейской парадигмами музыкального существования.

Дело в том, что – в то время ХХ века, когда на Западе вовсю расцветало коммерческое искусство «постмодерна» – в СССР был, по-преимуществу, соцреализм. То есть, та или иная форма неоклассицизма.

О причинах такого «диалога согласия» на нашем мероприятии ведущего с народом, вполне можно догадываться – это тот же эффект использования западных конфликтных форм в миролюбивой и раздольной России. Особенно в тот момент, когда содержание повествования явно этому благоволит. Не получилось ни симфонии, ни сонаты. Жанр нашей дискуссии можно было б, наверное, определить как «вариации на две темы». И то – слава Богу.



Именно по этой причине у Свиридова мы не найдём списка из 9-ти и более симфоний, столь характерного для композиторов западноевропейской школы XIX века. Симфонии – это не стиль Свиридова.

Именно по этой «эпичной» причине Свиридову не до «творческих поисков языка» – язык у него уже сформирован;
он ему дан – Богом и советским образованием – изначально, раз и на всю жизнь. Изобретать велосипеды и новые «-измы» – это для кого-то другого, но не для него. Просто по причине того, что этому художнику есть ЧТО сказать.

Мастер эпического описания, Георгий Свиридов, конечно же, не проходил мимо поэзии, по своей сути индивидуально-авторской. Ни Пушкин, ни Тютчев, ни Шекспир, ни Блок, ни Пастернак, ни Маяковский с Хлебниковым – не были ему чужды. Но, поскольку он, явно, исконо русский художник, то ничего другого, кроме бережного понимания поэзии, и произойти-то не могло.

И всё это – благодаря тому, что он стопроцентно «попадал» в дух и мир образов того автора, к которому обращался! Эпическая доминанта, что здесь сказать… это данность.



Если говорить, что на мой слух – Георгий Васильевич удивительным образом сочетает в своем творчестве основные черты Мусоргского с Чайковским. То есть – композиторов, в XIX веке считающихся чуть ли не антагонистами. Чистота и мелодическая ясность Петра Ильича Чайковского – сочетаются у Свиридова с грубоватой простотой и удалью русского мужика, а также с терпкостью звучаний, характерной для лучших страниц творчества
Модеста Петровича Мусоргского.

Отдельная история – инструментальное творчество композитора.
Как мы уже упоминали, симфоний и сонат он почти не писал. Исключения составляют фортепианная соната соч. 1944 года, Камерная симфония для струнных 1940-го года, два Концерта для ф-но с оркестром, «Маленький триптих» 1964-го года, камерное трио. Эта музыка вполне звучит иногда в филармонических концертах. Вряд-ли её помнит неискушенный слушатель.

Однако, все помнят его музыку к пушкинской «Метели», инструментальную сюиту «Время, вперёд!», составленную по музыке к одноименному фильму.

А музыку к спектаклю «Дон Сезар де Базан» и другие работы – до сих пор любят в наших театральных кругах. Но всё это уже – музыка, привязанная к Слову.

Музыки же «абстрактной» в творчестве Свиридова нет вовсе.
Даже инструментальные произведения, которым не предпослана определенная программа (Концерт, Триптих, Соната) – несут в себе вполне ощутимые, реально очерченные, тонально устойчивые звучащие образы. И эпичное спокойствие методов развития.



P.S. По следам нашей дискуссии, вдогонку, хочу сказать, о чём в процессе не было сказано. Но это важно для нашей дальнейшей жизни.


Так вот. Истинным продолжателем свиридовской линии в музыкальном языке стал вологжанин Валерий Гаврилин. И в смысле театральном, и в смысле опоры на Слово, и в смысле демократичности музыкального языка. Думаю, многие помнят и его кантату «Военные письма» в исполнении Эдуарда Хиля, кантату «Перезвоны», песню «Мама» и многое другое. У Гаврилина уже также, немало почитателей и последователей.



Что же до тех, кто не стал настолько же известен в советское время – хочу обратить внимание товарищей на музыку композитора из Ростова-на-Дону – Клиничева Леонида Павловича. В особенности – на его Балет «Тихий Дон» по мотивам романа Михаила Шолохова.

Думаю, очень и очень многим эта музыка придётся по душе.
Tags: by oleggureev, congratulation, music, ВКСВ, Вологда, Гаврилин, Карелия, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, СССР, Свиридов, история, культура, политика, постмодерн, размышлизмы, строительство
Subscribe

promo oleggureev january 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment