oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

Утраченная связь



Всё чаще и чаще, и не только мне, не даёт покоя факт утраченной «обратной связи» композитора и публики. Почему же она утрачена, спросите вы? – дело в том, что, в последнее время пышным цветом расцвели разного рода популярные виды и жанры развлекательных искусств. Тут тебе и традиционный театр, и всевозможные шоу заезжих гастролёров, по форме – одно необычней другого. Казалось бы – в чём проблема? Как раз наоборот – в нашем обществе демократичных канонов становится всё больше; публика, не успев привыкнуть к чему-то новому, уже вновь съедает какую-то интересность. Так в чём же дело? Связь между публикой и «главным по музыке» наоборот – должна в таких условиях налаживаться! А она – падает?

1. Не так давно один хороший человек, москвич (из приехавших и обосновавшихся в столице в 90-х годах), рассказывал о посещении театра. Собрались они вдвоём с женой в театр, на какое-то представление. Здесь совершенно даже не важно, какое. Он рассказывал о затратах. Так вот.

Билеты на двоих, парковка автотранспорта возле театра, плюс буфет – обошлось всё удовольствие примерно в 15 тысяч рублей.

Исходя из этого факта, он задал мне вопрос – вот, люди культуры по телеку всё говорят и говорят о «возрождении русской культуры», о «духовности» и т.д.
– А для кого, я вас спрашиваю? Для кого работают актёры на сцене, если у подавляющего большинства народа в России 15 тысяч рублей – это месячная зарплата, которую очень часто нужно распределить на семью из 3-х или 4-х человек?

2. Но нам этот факт по телеку теперь выставляют в качестве главного положительного аргумента – вот, дескать, качество услуг повышается, повышается и спрос – следовательно, услуга дорожает. Мол, это же хорошо! Радоваться должны!
– возможно, кто-то из деятелей культуры может тоже так поначалу подумать. Однако, при виде полупустых и откровенно пустых залов, где должно происходить представление (возможно, где-то на гастролях, не в Москве), он задумается уже о другом.

3. Этот самый «экономический фактор», по большей части, и отсекает публику от «сценических деятелей искусств». А от композиторов – так ещё дальше. Если музыка стала «услугой», то из каких таких побуждений возникает строчка «Нам песня строить и жить помогает»? – даже если её подредактировать, убрав букву «р» из слова «строить», это вряд-ли поможет. Не помогло ведь в 90-х создание песен вроде «Бухгалтер, милый мой бухгалтер». Не поют.

4. В стенах Музыкального Училища города Петрозаводска, да и в других заведениях и городах России, уже довольно часто происходят бесплатные мероприятия. На которые, пока ещё, вполне собирается народ. И, думаю, мало кому из зрителей придёт в голову, что они «пользуются бесплатной услугой». Но, по факту теперешней номинальной жизни, это так. То есть, по западным лекалам, они уже являются должниками. Но не все же в России сильны лишь задним умом! Кто-то вправе просчитать ситуацию, ну хотя-бы, до того момента, когда к нему придёт пристав и предъявит выставленный кем-то счет.

5. Можно сказать – «Ну и что? Не обращай внимание на это экономическое посредство, это ведь просто условность современной жизни, и всё! Твори, несмотря ни на что!»… это очень банальная и очень старая тема разговора. Для краткости, можно здесь просто сказать, что вряд-ли это кому-то удастся в полной мере вообще. А для ещё большей краткости – см. пункт 1.

6. Советские старые фильмы и музыка в них – это не только, и не просто «ностальгия». Взять хоть «Весёлых ребят», хоть «Приходите завтра», хоть «Девчат», хоть «Высоту», хоть «Весну», «Волга-Волга» или «Время, вперёд!» и ещё большую кучу других, вплоть до фильмов «Небесный тихоход», «Два бойца», «Неуловимые мстители», «В бой идут одни старики» и многих-многих других. Во-первых, это отражение той жизни, которой всё-таки жил народ, а не номенклатура. Популярность этих фильмов говорит сама за себя. Во-вторых, вопрос «социальных лифтов» по отношению к создателям фильма, в общем, отсутствовал. Номинально, каждый из способных и желающих участвовать в создании подобных представлений, мог вполне – на общих основаниях поступить в театральное училище, закончить его и работать в этой области.

Мне скажут – и сейчас могут!
– Да, могут.
Только попробуйте сделать несколько практических шагов на этом поприще.

Практика – как известно – всегда критерий истины.
Начиная с того, что «принимают по одёжке», со всеми следствиями, отсюда вытекающими (а в качестве альтернативы, обратите внимание на форму одежды в фильме «Девчата», например).

7. В общем, психология общества за 25 лет практического отсутствия Советской Власти, надо сказать, изменилась. Не то, чтобы кардинально.
Но – если ты не выглядишь на сцене шутом, или претенциозно-стильно, тебя уже и слушать не будут.
Перестройщикам удалось-таки что-то перенастроить в народе. И, конечно же, не в лучшую сторону.

Теперь даже творческие вечера провинциальных актёров без некоторого «бомонда» не обходятся. А о творческих вечерах композиторов уже просто забыли.

В таком контексте – песня ни помогает, ни спасает. И кто есть композитор после такой перестройки? – он либо шарлатан, либо сноб-авангардист, либо просто никто.
Что ж, теперь латаем дыры. Наращивая обратную связь.

Только вот, господа-товарищи артисты, не старайтесь опускать планку до взаимодействия с подворотней. Или снобистским «бомондом». По степени творческих затрат на сцене это примерно то же самое. Альтернатива типа противопоставления подворотни <=> декадансу – это ложная альтернатива. Выглядеть на сцене либо престарелым оборванцем, либо петухом – по сути это одно и то же. Ибо – и то и другое – неприлично.
И это очень далеко от шутки, поверьте.

И вообще.

Наладить обратную связь – это побудить человека думать. А не выглядеть.

Поэтому, ни дым на сцене, ни клиповое мышление здесь не помогут.

Tags: by oleggureev, cinema, contemporary, music, musical, philosophy, russia, Александров, Дунаевский, Карелия, Пахмутова, Петрозаводск, Приглашение Постмодерна, СССР, Сверхмодерн, Свиридов, Швейцер, война, консьюм, культура, культурология, политика, постмодерн, размышлизмы, театральное, философия, экономика
Subscribe
promo oleggureev january 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments