oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

Categories:

Преодолевший время. На день рождения Ивана Ефремова

22 апреля 1908 года в деревне Вырица, расположенной к югу от Петербурга, родился Иван Антонович Ефремов, будущий выдающийся ученый и писатель-фантаст


Ефремов в Монгольской экспедиции. 1948

ИГОРЬ ЮДКЕВИЧ, 22 апреля 2017, 00:32 — REGNUM

В 13 лет Иван Ефремов начал свой трудовой путь, каждый шаг по которому был постижением неизведанного. Первым постижением для мальчишки-красноармейца стал автомобиль автодорожного отряда, участвовавшего в штурме крымского Перекопа; позже — морская работа на Дальнем Востоке. Выбрав своей профессией палеонтологию, он стал не только путешественником в пространстве, по его словам, «стершим несколько белых пятен с карты Сибири», но и покорителем времени: как ученый он прославлен открытием новой области науки о следах древней жизни. Его превращение в писателя-фантаста, обладавшего глубокой философичностью и прозорливостью, вполне объяснимо. Ученый, наблюдая процесс развития материи и мысли, не может не задумываться над тем, куда направлен этот процесс, как он идет, какие завихрения и тупики возможны на его пути.

Эта идея — проследить и представить себе дорогу Разума, ведущую от миллиардолетних глубин зарождения жизни к космическому охвату межзвездных далей, захватила Ефремова-ученого, дав человечеству Ефремова-писателя. Он не был «неисправимым романтиком», как именуют его некоторые биографы. Описывая воображаемое будущее человечества, он проверял эмоцию писателя рассудительностью ученого, моделируя общество, освобожденное от низости и страха, эгоизма и злобы. Его персонажей порой упрекают в «недостоверности и странности» в глазах читателя, но это следствие не какого-то изъяна писательского таланта, а осознанный прием. По словам самого Ефремова: «Когда я пишу своих героев, я убежден, что эти люди — продукт совершенно другого общества. Их горе не наше горе, их радости не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными. И я создаю образы своих героев, исходя из этого». И, тем не менее, его книги доносят до читателя красоту мечты о людях, всеми своими мыслями и делами нацеленных на общечеловеческую симфонию созидания.


Ефремов в своём кабинете

О произведениях разума, провидящих пути человечества, часто принято говорить, что они опередили свое время. Так произошло и с программным романом Ефремова — «Час быка». Эта книга, по сути, является результатом пути ученого, прошедшего от палеонтологии до социологии. Роман получил «высшую литературную премию» — запрет и изъятие из торговой сети и библиотек Советского Союза. Здесь имеет значение, кто и с какой целью запрещал эту книгу. Известно, что изъята из публичного доступа она была по распоряжению шефа КГБ Андропова в 1970 году. Фамилия Ефремова вычеркивалась из списков научных работ. В начале 1974 года в напечатанных тезисах докладов к XX сессии Всесоюзного палеонтологического общества, посвященной тафономии, имя Ивана Ефремова — основателя этого общепризнанного направления, было вымарано. Не будем забывать, что в свое время Андропов стал тайным покровителем Михаила Бахтина, который внес большой вклад в дело идеологического разрушения СССР. Поэтому если о чем и говорит отношение Андропова к Ефремову — так это не о стремлении оградить граждан от его дурного влияния, а скорее о намерении разрушить плотину на пути продвигаемого опошления и раблезианства.

Фантастический по форме роман, предостерегающий человечество о возможном нравственном, социальном и экологическом кризисе, стал самым реалистичным описанием надвигающихся на Россию 90-х годов. И здесь вряд ли можно говорить о какой-либо неожиданности. Научное мышление, с его умением обобщать факты и делать выводы из наблюдений, закономерно позволяет приходить к верным умозаключениям. Для этого ученому требуется «всего лишь» гражданская смелость.

«Час быка» рассказывает об инопланетном человечестве, порабощенном собственным злым мороком, и попавшем в почти безвыходную историческую воронку. Что же довело людей до столь жалкого существования? Почти религиозная пропаганда низа (позже в нашей реальности поднятая на щит Бахтиным), то есть самого нечеловеческого в человеке. Того, что писатель в другом произведении назвал «Сердце Змеи». И вот с этим инопланетным человечеством и сталкиваются жители коммунистической Земли, проявляющие характер в столкновении с худшей из всех возможных тираний. Ефремов выступает как исследователь человека будущего, чтобы сказать о нем нечто новое, и был уверен: если ничего нового сказать нельзя — значит, это не литература. В этом подходе он был противоположен братьям Стругацким, взявшим своим девизом «обычный человек в необычных обстоятельствах».


Далекое будущее Цитата из х/ф «Туманность Андромеды». реж. Евгений Шерстобитов. 1967. СССР

Конспирологи пытались навязать Ефремову антисоветскость. Но это было бы для него слишком мелко. Безусловно, он видел и понимал наличествующие в родной стране тенденции, однако, по словам самого писателя, старался осмыслить потенциальную угрозу, имеющую отношение ко всем жителям Земли, независимо от принятой у них идеологической системы. Эту опасность он задумывал описать в так и не увидевшем свет романе «Чаша яда». В интервью румынской газете «Scînteia» он так рассказывал о своем замысле: «В этом романе я хочу попытаться развернуть картины отравления ноосферы, как говорил Вернадский, человеческого общества и, собственно, мозга человека всеми видами злых, вредоносных, унижающих, ошельмовывающих, обманывающих влияний. С помощью религии, средств массовой информации, вплоть до медицины и спорта. Я хочу сказать о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавистью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум и волю». К сожалению, создать роман он так и не успел.

Можно спорить о том, насколько удалось Ефремову творческое воплощение идеи о светлом будущем человечества. Но сама попытка достойна благодарности и уважения. В его время многие западные фантасты, особенно работавшие в жанре антиутопии, утверждали, что инстинкт разрушения в человеке сильнее инстинкта созидания. С этим Ефремов был в корне не согласен: он верил в человека и борьбе за эту веру посвятил всю свою жизнь.
regnum author Игорь Юдкевич

ИА REGNUM

Tags: books, russia, Андропов, Ефремов, СССР, библиотека, коммунизм, литература, наука, политика, техника
Subscribe
promo oleggureev january 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments