oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

Categories:

Шекспир и Шостакович – в контексте Нюрнберга

Создатели спектакля «Король Лир» В.Шекспира.
Сидят: Н.Альтман, Д.Шостакович, Г.Козинцев, В.Софронов (Лир).
Стоят: Г.Мичурин (Глостер), Г.Самойлов (Эдгар), Л.Ларионов (Кент). 1941 год
.



Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И. С. Тургенев, Июнь, 1882


У русского языка – очень богатый не только словарный запас – у русского языка очень богата интонация. Не только у музыкального, или речевого – но и у письменного языка в том числе. Да-да, несмотря на то, что мы, как пользователи интернета, в тиши можем «стучать по клаве», и кроме этого звучания никакого другого звучания вокруг нет – тем не менее, звучание ЯЗЫКА есть. А значит – есть и интонация. Синтаксис и пунктуация нам в помощь. А также другие методы вроде удвоения (утроения и больше) согласных (и гласных) букв. Ведь многие из нас – в интернет-форумах – могли бы написать реплику вроде «озвучьте проблему», на самом деле понимая, что если даже ваш партнер по диалогу (находящийся от вас не в двух шагах), действительно начнет говорить у себя за компьютером, впрямую по вашей просьбе «озвучивая» проблему – вы его вряд-ли услышите «на другом конце провода». Чтоб вы его «услышали» – ему нужно будет прибегнуть к посредству всё той же «клавы», и «означить», а не «озвучить». Можно конечно перейти в режим звуковой связи – но это уже детали в данном контексте.

И, тем не менее – русский письменный язык звучит. ОЙ КАК ЗВУЧИТ!

И когда им пользуются культурно – звучит.

И когда им пользуются похабно – звучит.

И когда им пользуются «вживую» – звучит.

И когда им пользуются «на клаве» – ЗВУЧИТ!

При чём же здесь Шекспир и Шостакович? – вот, мы и пришли к ответу на вопрос.
Нет, здесь речи не будет о музыке к «Гамлету», «Королю Лиру», или о Сонетах.
Предлагаю вашему вниманию – соотношение следующее:

[Шекспир – Шостакович – Нюрнбергский Процесс]Шекспир – Шостакович – Нюрнбергский Процесс.












Этот диалог приведен здесь, как понимает читатель, не «для прикола».

Проблема здесь посерьёзнее.

Шекспир нам говорит о Жизни – и о том, что в жизни мы пользуемся АБСОЛЮТНО ТЕМИ ЖЕ человеческими рецепторами, чувствами, функциями, их сочетаниями, что и в театре. И – из этих этапов нашего жизненного пути – и состоит наша жизнь. ВСЯ ЖИЗНЬ.

Вы будете смеяться? – дважды два = четыре!

К сожалению, такая простая истина – доходит не сразу, не всегда, и не до всех в одинаковой степени.

Искусство – хотим мы этого, или не хотим – оно ЯВЛЯЕТСЯ отражением нашей жизни.

Не только глубинной, смысловой. Но и легкомысленной. И грубой. И всякой разной другой.

Проблема самовоспитания – сейчас стоит наиболее остро. Ибо нормальное образование уже кончилось. Его нужно восстанавливать.

Проблемы взрослых – и проблемы детей – стали вдруг общими проблемами.
Настолько, что запахло войной всерьёз. Не гражданской – нет, запахло войной реальной. Глобальной.
Именно для этого Нюрнбергские протоколы стоит изучить серьёзнее и подробнее.
И взрослым, и подрастающему поколению.

***

Соотношение ДУХА – СМЫСЛОВ – И ЗВУКА.
Давайте подумаем – насколько (настолько ли?) деятели культуры далеки от народа?
В языке этого товарища в подчеркнуто театральной маске, закончившего наш диалог – ведь, воистину – присутствует интонация. А значит, его собственная правда. Думаю, это голос правды защитника своего – локального – гнезда. И его язык – ЗВУЧИТ! Несмотря на то, что в реальности ни один микрофон этого звучания уловить не сумеет…

И театр, и язык – начинается… с ОТНОШЕНИЯ. (В скобках замечу, что фраза Станиславского «Театр начинается с вешалки» – как раз ОБ ЭТОМ – об отношении к посетителю, товарищу, гостю, завсегдатаю, зрителю, слушателю – можно ещё много наименований для перечислений этого СМЫСЛА СКАЗАННОГО найти в русском языке.) Отношения – не только буквы – к букве, не только буквы – к звуку. Отношения – к человеку. И отношения – к СМЫСЛУ сказанного. То есть – к ЯЗЫКУ.

Интонация и жест – это тоже ЯЗЫК.

Семантика – это тоже язык.

ЯЗЫК СИМВОЛОВ.

СМЫСЛОВ.

Tags: by oleggureev, deutschland, music, russia, shakespeare, vkontakte, Нюрнбергский Процесс, СССР, Станиславский, Тургенев, Шекспир, Шостакович, война, люди, образование, общество, политика, театральное
Subscribe

promo oleggureev январь 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments