Опубликованные вчера результаты опроса «Левада-центра» "ПЕРЕСТРОЙКА" показывают, что большинство граждан считает, что страна жила бы сейчас лучше, если бы в Советском Союзе не было горбачевской Перестройки.
Социология дана как по самой оценке перестройки, так и по некоторым аспектам политической жизни страны. Данные можно назвать противоречивыми, но в целом они симптоматичны и дают интересный результат.
Так, на вопрос – были бы в стране дела лучше, если бы не было перестройки, сумма положительных ответов ("совершенно согласен" и "скорее согласен") перевешивает сумму отрицательных ответов ("совершенно не согласен" и "скорее не согласен"): 48% (24% и 24% соответственно) против 39% (15% и 24%). Затруднились ответить 14%. После 2008 года, судя по данным "Левада-центра", можно отметить динамику в сторону повышения суммы "согласия" и понижения суммы "несогласия".
Главное, что произошло бы в стране, если бы не перестройка, по мнению респондентов,
— это пусть и медленное, но улучшение жизни (возможно несколько вариантов ответа) – так ответили 38%;
— удалось бы избежать тяжелых конфликтов и потрясений, сохранить единую великую страну – 32%;
— ничего особенного не произошло бы – 17%;
— и остальные ответы предполагают усиление конфликтов и распад СССР (16% и меньше).
Однако, несмотря на осуждение перестройки, респонденты уверены, что, по сравнению с советским временем, сейчас стало свободнее говорить то, что думаешь, стало легче вступать в любые организации, участвовать или не участвовать в политической жизни и решать вопросы своей религиозной жизни.
... Не имеющие отношение к опросу эксперты отмечают некоторое противоречие: с одной стороны, страна бы развивалась и было бы лучше без перестройки, с другой – стало свободнее в некоторых отношениях.
Однако в опросе уделено внимание только социально-политическим вопросам «свобод», однако нет места вопросам социально-экономическим, вроде образования, здравоохранения или трудоустройства. Тем не менее, даже вопросы «свобод» не являются абсолютно объективными, уверен адвокат, публицист Дмитрий Аграновский:
«В чем-то свободы действительно стало больше. Хочешь пить – пей, хочешь умереть – умирай, хочешь уйти с работы – да уйди, никому ты не нужен совершенно. В этом плане свободы стало действительно больше. У человека стало больше свободы падения, свободы быть одиноким
и никому не нужным».
и никому не нужным».
https://www.nakanune.ru/articles/115088/
Источник