Блистательная и неустаревающая кинокомедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1968 года — между прочим — ещё дала, внедрила в сознание народа, как минимум, два «музыкальных хита» — это «Остров Невезения» в исполнении Андрея Миронова, и «Песню про зайцев» в исполнении Юрия Никулина. Однако, если добрая и незатейливая «Песня про зайцев», в общем, вопросов о смыслах не вызывает — даже с учётом «двойного дна» описания патерналистского общества — то песня «Остров Невезения» в отношении содержания совершенно непонятна. Прежде всего — мы совершенно отчётливо воспринимаем пародийное, иносказательное содержание «модели общественного строя», описанной в этом блестящем музыкальном номере с «открытым финалом». Но вот — какое именно общество является адресатом этой пародии — вызывает ряд вопросов. Короче — КТО ТАКИЕ эти самые «люди-дикари», которые «плачут, рыдают, бедные» без календаря?
Ну не китайцы же...
Давайте начнём с самого начала — с момента создания сценария фильма: этой, во всех смыслах, авантюрной, пародии на контрабандистов.
Опять здесь нужно начать с самой модели жанра.
Общеупотребимая схема сценариев советских детективов о контрабандистах всегда была основана на ВЫВОЗЕ неких ценностей из Советского Союза — ради продажи их «там» за валюту, за доллары, которые имели низкий курс внутри страны Советов.
Какую же схему мы видим В ЭТОМ фильме? — а видим мы здесь схему диаметрально противоположную.
К нам в СССР — ВВОЗЯТ контрабандой какие-то бриллианты.
Для чего? — вполне очевидно, для реализации их на советском рынке. А иначе — для чего бы?
Вот цитата из недавно вышедшей В ЖЗЛ (2017) монографии о жизни и творчестве Леонида Иовича Гайдая (скан стр. 240 — 241)
[ нажать и прочесть]

О содержании самой песни «Остров невезения» в этой же самой книге — нет ни слова,
кроме слов композитора Александра Зацепина, обращенных к режиссеру: «Смотри, какие хорошие стихи!»
— но это, опять же, не о содержании, а просто общая оценка стихотворения.
Есть лишь описание момента, что песня эта была под угрозой изъятия из фильма — но не по цензурным,
а по драматургическим причинам, как «тормозящая действие».
Так всё-таки, кто же это такие — «люди-дикари» из песни «Остров Невезения»?
Ничего другого, кроме как предположить, что
они — это застрявшие «в прошлом времени» люди отсталого буржуазного строя, окружения соцлагеря, и не остаётся.
А что они находятся на острове... ну ладно.
Песня «на вырост» общеевропейской социалистической системы до размеров Мирового Океана.
В таком случае — кто же такие Лёлик и Козодоев?
Неужели «новые социалистические прогрессоры»...?
p/s 2019 10 20
На самом деле, конечно же, по жанру «Остров Невезения» это одна из сотен игровых песен так называемого "студенческого фольклора",
одной из разновидности жанра КСП — "клубов самодеятельной песни".
Просто, в таком шикарном исполнении она уже претендует как-бы на нечто большее,
чем рядовая шуточная студенческая песня.
Journal information