oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

ЮМОР — как ДВИГАТЕЛЬ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ



Блистательная и неустаревающая кинокомедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1968 года — между прочим — ещё дала, внедрила в сознание народа, как минимум, два «музыкальных хита» — это «Остров Невезения» в исполнении Андрея Миронова, и «Песню про зайцев» в исполнении Юрия Никулина. Однако, если добрая и незатейливая «Песня про зайцев», в общем, вопросов о смыслах не вызывает — даже с учётом «двойного дна» описания патерналистского общества — то песня «Остров Невезения» в отношении содержания совершенно непонятна. Прежде всего — мы совершенно отчётливо воспринимаем пародийное, иносказательное содержание «модели общественного строя», описанной в этом блестящем музыкальном номере с «открытым финалом». Но вот — какое именно общество является адресатом этой пародии — вызывает ряд вопросов. Короче — КТО ТАКИЕ эти самые «люди-дикари», которые «плачут, рыдают, бедные» без календаря?
Ну не китайцы же...

Давайте начнём с самого начала — с момента создания сценария фильма: этой, во всех смыслах, авантюрной, пародии на контрабандистов.
Опять здесь нужно начать с самой модели жанра.
Общеупотребимая схема сценариев советских детективов о контрабандистах всегда была основана на ВЫВОЗЕ неких ценностей из Советского Союза — ради продажи их «там» за валюту, за доллары, которые имели низкий курс внутри страны Советов.
Какую же схему мы видим В ЭТОМ фильме? — а видим мы здесь схему диаметрально противоположную.

К нам в СССР — ВВОЗЯТ контрабандой какие-то бриллианты.
Для чего? — вполне очевидно, для реализации их на советском рынке. А иначе — для чего бы?
Вот цитата из недавно вышедшей В ЖЗЛ (2017) монографии о жизни и творчестве Леонида Иовича Гайдая (скан стр. 240 — 241)

[нажать и прочесть]



О содержании самой песни «Остров невезения» в этой же самой книге — нет ни слова,
кроме слов композитора Александра Зацепина, обращенных к режиссеру: «Смотри, какие хорошие стихи!»
— но это, опять же, не о содержании, а просто общая оценка стихотворения.
Есть лишь описание момента, что песня эта была под угрозой изъятия из фильма — но не по цензурным,
а по драматургическим причинам, как «тормозящая действие».

Так всё-таки, кто же это такие — «люди-дикари» из песни «Остров Невезения»?

Ничего другого, кроме как предположить, что
они — это застрявшие «в прошлом времени» люди отсталого буржуазного строя, окружения соцлагеря, и не остаётся.
А что они находятся на острове... ну ладно.
Песня «на вырост» общеевропейской социалистической системы до размеров Мирового Океана.
В таком случае — кто же такие Лёлик и Козодоев?
Неужели «новые социалистические прогрессоры»...?



p/s 2019 10 20
На самом деле, конечно же, по жанру «Остров Невезения» это одна из сотен игровых песен так называемого "студенческого фольклора",
одной из разновидности жанра КСП — "клубов самодеятельной песни".
Просто, в таком шикарном исполнении она уже претендует как-бы на нечто большее,
чем рядовая шуточная студенческая песня.

Tags: by oleggureev, cinema, humor, russia, Гайдай, Миронов, СССР, культура, культурология, общество, экономика
Subscribe
promo oleggureev january 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment