oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

Category:

Отечественная космонавтика: незамеченный прорыв в будущее.


В конце октября директор NASA Джим Бранденштайн заметил, что электродвигатели для космических кораблей - шаг вперед, прорыв в будущее, самое новейшее, что может быть изобретено. За ними будущее и никаких других путей развития не предвидится. Весь Твиттер взорвался рассуждениями о прогрессивности американской космонавтики. И как серьезно они обогнали отсталых русских. В ответ инженер Глеб Паскевич объясняет (спец по аэрогидромеханике и процессам теплообмена летательных аппаратов), что Россия уже начала испытания электрореактивных двигателей с ядерной тягой. В то время как NASA только приступила к их разработке.


То, за что NASA "зацепилась" только сегодня, в СССР пошло в разработку в конце 60-х гг. прошлого века, когда первый ионный двигатель (один из подклассов электрореактивных) был использован в качестве маневрового на межпланетном спутнике "Зонд-2". Хоть миссия была и неудачна, двигатели признаны годными для эксплуатации.


Исследовательская станция с вышеописанными маневровыми двигателями. Фото из интернета

В чем же преимущество подобного двигателя
В обычных ракетных двигателей частицы отталкиваются от газа, образуемого при реакции горения. В то время как существуют еще ядерные и электрореактивные подклассы двигателей.

Ядерные дают прибавку всего в 2 раза больше химических. Электрореактивные увеличивают топливную эффективность в десятки раз.

Минусы электрореактивных двигателей:

Они потребляют огромное количество энергии и на сегодняшний момент не выдают огромной тяги.

Самая главная проблема в космосе - отвести излишнее тепло. На той же МКС помимо больших солнечных батарей - не менее крупные радиаторы.


МКС с солнечными панелями и перпендикулярными радиаторами. Фото из интернета

У электрореактивных выработка энергии гораздо больше. У нас разработаны уникальные капельные радиаторы (Свидетельство об изобретении SU 1449828 А1. Идея еще только воплощается в металле. Суть ее:

два лепестка - один по ходу движения корабля, второй - в корме;
пролетая это расстояние, капли излучают тепло и возвращаются уже холодными.


Покорение Марса. Взято из интернета

Ранее идея была слишком абстрактна и планеты особенно никому не нужны. Сейчас же государства озабочены возможной колонизацией, изучением. А для этого необходима энергоэффективная схема корабля. В первую очередь занята идеей покорения Марса Америка.

Для каких целей больше подходят эти двигатели
Подобная топливная эффективность открывает свободу маневра. В первую очередь - доставка грузов (у них маленькая тяга и они должны большую часть времени проводить в энергопоясах Земли). Для доставки людей надо увеличивать мощность. Этим занимается "Центр Келдыша". Американцы больше рассматривают как способ доставки грузов.

Так можно доставлять оборудование не только на Марс, но и луны Юпитера. Все, что недоступно для химических двигателей. Луны Юпитера, Сатурна интересны ресурсами, возможностью поиска форм жизни.

Россия больше заточена на добычу ресурсов на астероидах. Большая топливная эффективность - в помощь. Можно вылавливать, "парковать" астероиды на орбиту Земли и достаточно легко разбирать на составляющие.


"Парковка" астероидов на орбите Земли. Фото из интернета

Прагматический интерес - ресурсная гонка в космосе. Это новый виток колонизации.

Причем Россия работает над технологией достаточно давно. Новый виток начался в 10-х. "Центр Келдыша" смог довести реактор "до ума" и электрореактивные двигатели. Пока Россия на первых позициях, что позволяет надеяться на сохранение лидерства.

Немаловажно удержание позиций не только в космонавтике, но и вообще - в политике. Россия и Америка - страны-первооткрыватели. И идея "Фронтира" ни у нас, ни у них не останавливается.

Не отменяются и романтические цели.

Как обстоят дела с "воплощением в металл"
Со слов Глеба Паскевича, результаты "космической гонки" довольно оптимистичны. Американцы это только начинают, у нас же исследования ведутся полным ходом. Есть наработки реактора мегаваттного класса - это вообще что-то новое. Все выводимые в космос реакторы имели мощность максимум в пару киловатт. Здесь же - на 3 порядка мощнее. Уже готовится технологический макет КБ "Арсеналом". Прототип планируется вывести на орбиту в 2030 году.


Техразработка КБ Арсенал. Фото из интернета

Сложность заключается в недавних санкциях, направленных на оборонку, Роскосмос, Росатом, авиастроение и производство электроники. Зависимость "космоса" от импортных деталей - 20 %, что немало, оборонки же вообще 40 %. То есть свое отставание американцы компенсируют искусственной задержкой российского двигателестроения.

Источник

Tags: russia, usa, СССР, космос, техника
Subscribe

promo oleggureev january 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment