oleggureev (oleggureev) wrote,
oleggureev
oleggureev

Categories:

Рецензия на фильм «Преферанс по пятницам» (Ленфильм,1984 год)

Оригинал взят у nika_102013 в Рецензия на фильм «Преферанс по пятницам» (Ленфильм,1984 год)
poster
Подгнило что-то в Датском королевстве.
В. Шекспир, трагедия «Гамлет»


Фильм советского режиссера Игоря Шешукова поднимает очень острые социальные проблемы, которые постепенно и методично подтачивали социалистическое общество, а впоследствии привели к уничтожению СССР.
Главный герой Алексей Шапошников прерывает научную экспедицию, получив телеграмму о скоропостижной смерти отца. Потрясение от внезапного ухода родного человека сменяется недоумением: как здоровый мужчина в 52 года мог умереть от сердечной недостаточности без видимых причин. Друзья отца говорят теплые слова: «Держись, в горе все вместе должны быть», - но ощущение чего-то недосказанного и недопонятого не покидает главного героя.
Проанализировав поведение отца в последние дни перед смертью: замкнутость, мрачность, написание завещания за день до смерти, – Алексей понимает, что его смерть – это не случайность, он к ней готовился. Это открытие не дает покоя главному герою – он откладывает свое возвращение в заповедник и начинает искать причины смерти отца.

Эпизод за эпизодом приоткрывая прошлое Петра Николаевича, Алексей понимает, что его смерть связана не с известием о заболевании раком (как утверждал друг семьи Георгий Степанович), а с темными делами на комбинате, генеральным директором которого он являлся. Беседуя с одним из сотрудников, главный герой спрашивает напрямую: « Левый товар продаете?». Тот, преодолевая неловкость, пытается пристыдить Алексея Шапошникова: «Как же Вы так вот прямо?», - и слышит в ответ: «Все знают, все видят, а прямыми словами не хотите? Ну, молодцы!». Но главный герой понимает, что слова «Не Вам об этом судить!» уравнивают его отца с теми подонками, которых он осуждает, и с горечью произносит: «Отец говорил: «Живи так, чтобы в душе светло было, не копи темное, держи окна открытыми», - и он так жил, а потом связался с Федоренко…».

Ища разгадки загадочных несоответствий, касающихся смерти Петра Николаевича Шапошникова, Алексей пытается найти правду в этом полном фальши и вероломства мире и ответить себе на вопрос: «Кто был мой отец?». Зритель понимает, что главный герой очень любит своего отца и перед ним встает серьезный нравственный выбор: оставить все как есть и не впутывать имя отца в грязную историю с махинациями на комбинате или идти до конца, не щадя ни себя, ни своих родных, ни доброе имя отца.

Всматриваясь в жизнь окружающих его людей, Алексей во всем видит «гниль», что-то грязное и нездоровое. Мать терзается угрызениями совести и тоскует после смерти отца, но это не мешает ей продолжать встречи с дядей Жорой и продумывать карьерный рост и поездку в Венгрию. В фильме можно проследить некоторые параллели с трагедией Шекспира «Гамлет». Пытаясь найти виновников смерти отца и разобраться в ситуации, которая сделала из доброго порядочного человека замкнутого и мрачного самоубийцу, Алексей узнает, что его мать уже на протяжении четырех лет является любовницей лучшего друга отца – дяди Жоры. Главный герой очень тяжело переживает предательство матери, упрекая ее в том, что к самоубийству отца могло подтолкнуть известие об их связи с Георгием Степановичем.
nt_119486а
Друзья отца, каждую пятницу игравшие с ним в преферанс, откровенно пытаются откупиться от Алексея, предлагая безбедное существование (десять – двенадцать тысяч в год), лишь бы он прекратил создавать неудобства своим любопытством о делах мясокомбината. Любимая девушка Зина тоже готова притворяться ради выгоды. «Он прекрасный человек, - говорит она о дяде Жоре,- современный. Он жить умеет. Сам-то ты что можешь, всем жизнь сломать: дяде Жоре, Тамаре, мне? Ради принципа идиотского?».

Такие «современные» успешные люди встречаются и среди сверстников Алексея, одного из них главный герой выставил за дверь со словами: «Чему завидовать? Как запчастями спекулируешь? Как везде хапаешь и все продаешь?». «Домой хочется, а дом далеко… Лететь, лететь, лететь…»,- с глубокой грустью произносит Алексей Шапошников, тоскуя по прежней чистой и светлой жизни, куда вернуться уже, увы, не получится.

Гораздо удобнее жить «как все» и не замечать вещей, которые не дают спокойно и счастливо строить семейное благополучие, но Алексей не может свернуть с выбранного им пути: найдя в камере хранения чемодан с деньгами и записками отца, он решает отнести его в милицию. Главного героя не останавливают полные патетики фразы друзей отца: «имя твоего отца осталось чистым, а ты мараешь», «он не хотел предавать друзей, дружба для него была слишком важна».

Главный герой любит отца и очень тонко его чувствует: он смог понять глубину падения отца, ужасные муки совести от осознания этого падения, пустоту и тоску от предательства двух самых близких людей – жены и друга. Алексей понимает, что отец хотел отвезти чемодан с деньгами в милицию, но у него не хватило мужества сделать это признание, и не хватило сил больше заглушать голос совести и жить дальше – он совершил самоубийство. На мой взгляд, желание главного героя восстановить справедливость любой ценой: ценой их с матерью благополучия и утраты доброго имени отца – в метафизическом смысле является возвращением прежнего образа отца, который сумел вложить в сына высшие жизненные ценности, но не смог противостоять жизненным искушениям.
nt_119491

Чтобы иметь возможность продолжать жить, нужно дойти до конца, найти правду и восстановить справедливость, иначе невозможно сохранить чистоту, и та «гниль», которая царит вокруг, поглотит тебя. Главный герой чувствует это. В этом плане очень показателен его диалог с матерью.
- Чемодан надо сдать, - твердо заявляет Алексей.
-Это невозможно. Все рушится… Венгрия. Да какая Венгрия, господи? Ты ничего не теряешь, – нервно говорит Тамара Ивановна.
- Я не теряю? Я публично признаюсь, что я сын вора. Ты понимаешь, что мы должны потерять?
- Зачем?
- Мы должны потерять… мы знали… не знали – догадывались. Мы пользовались. Это простая мысль, мама, это очень старинная мысль - нужно все потерять, понимаешь?
То благополучие, за которое цепляются жена и друзья Петра Николаевича, является иллюзией. На самом деле в погоне за материальными ценностями и комфортной жизнью потеряно гораздо больше. «Был у Вас друг – довели до самоубийства, у любовницы жизнь искалечена, из Зины сделали механизм, куклу, был я, любил – теперь враг. Ну что, нашли Вы свое счастье?» - спрашивает Алексей у Георгия Степановича.
nt_119490

Алексею и Тамаре Ивановне удается отнести чемодан в милицию, выскользнув из тисков «друзей» отца, которые готовы были убить сына бывшего друга. Но Георгий Степанович говорит главному герою очень важные слова: «Бывают шаги в жизни, после которых поступать можно только определенным образом: ни я, ни Юра свернуть уже не можем, поэтому нельзя стоять у нас на пути… Нас нельзя загонять в угол». Люди, подобные Юрию Васильевичу и Георгию Степановичу, относились к одной из трех групп («цеховикам»), стремившихся к легализации своего криминального капитала. На них и была сделана ставка при развале СССР и в период приватизации.

Фотографии взяты с сайтов:
http://www.vida.ru/tvgrid/gallery.asp?id=350&p=75372&tp=1
http://www.kinomania.ru/film/84690/frames/


Tags: cinema, СССР, атомизация, культурология, общество, политика, размышлизмы
Subscribe
promo oleggureev january 23, 2014 20:18 13
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у xianyoung в террор в России Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти Не оскудевает поток статей и заметочек о "добром Царе-батюшке", благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments